Дата публикации: 13 сентября 2024
Середина 2024 года рост рынка онлайн-продаж продовольственных товаров замедлился. Показатель увеличился на 55% против 57% в четвёртом квартале 2023-го. В деньгах ёмкость рынка в первом квартале составил 310 млрд руб. Рост по сравнению с четвёртым кварталом прошлого года — 4%. Такие данные приводят аналитики Infoline (есть в распоряжении Sostav).
Доля онлайн-продаж в общем объёме розничных продаж продуктов питания и напитков увеличилась на 1,3 процентных пункта (п. п.), до 5,2%.
По итогам первого квартала лидером рейтинга Infoline e-grocery Russia TOP остаётся сервис «Самокат», который увеличил оборот по сравнению с первым кварталом 2023-го на 96,5% до 62,8 млрд руб. с учётом промо и бонусов. У «СберМаркета» оборот вырос на 68,7% год к году, до 56,5 млрд руб.
За первые три месяца 2024 года рынок доставки продуктов и товаров повседневного спроса вырос на 55% год к году, до 310 млрд руб. Это стало возможным не за счет Москвы и крупных городов в европейской части России, где уже наблюдается насыщение предложения, а за счет регионов, например Сибири и Дальнего Востока, где с начала этого года начала активно развиваться онлайн-доставка. Эксперты ожидают, что по итогам текущего года еще возможен рост рынка, но затем темпы будут постепенно замедляться.
Второе место рейтинга у диджитал-сервисов X5 Group («Перекрёсток», «Пятёрочка Доставка» и «Впрок»). По итогам квартала они продемонстрировали высокие темпы роста продаж, особенно в регионах. Оборот X5 Digital по сравнению с первым кварталом 2023-го вырос на 81% — до 50,6 млрд руб.
Третье место у «ВкусВилла». Сеть нарастила онлайн-продажи на 47,9% год к году — до 46,6 млрд руб. На четвёртом месте ритейл-активы «Яндекса» («Яндекс Лавка», «Яндекс Маркет» только продажи товаров категории Food). Компания поднялась на две строчки в списке относительно результата за четвёртый квартал 2023 года. Оборот ритейл-активов вырос на 66% до 31 млрд руб. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Замыкает пятёрку онлайн-ритейлер Wildberries, который потерял одну позицию в рейтинге относительно прошлого квартла. По сравнению с первым кварталом 2023-го онлайн-продажи продовольственных товаров на платформе выросли на 36,6% год к году, до 28,4 млрд руб.
Как отмечают аналитики Infoline, в первом квартале 2024 года усилилось преобладание сегмента экспресс-доставки (до 2 часов) над закупками впрок, плановой доставкой в заданный временной интервал и самовывозом. По оценкам компании, оборот в сегменте экспресс-доставки вырос год к году на 66%, в то время как в сегменте доставки впрок, плановой доставки и самовывоза рост год к году составил 37%.
Рост сегмента доставки впрок, плановой доставки и самовывоза обеспечен в первую очередь маркетплейсами, а также высокой долей продаж «СберМаркета» в данном сегменте.
По данным Infoline, в первом квартале 2024 года доля маркетплейсов в сегменте доставки впрок, плановой доставки и самовывоза выросла на четыре п.п. до 54%, доля «СберМаркета» — на 1,3 п.п., до 31%. Доля прочих игроков (ритейлеры и поставщики FMCG) сократилась на 5,3 п.п. — до 15%.